22
қараша
2023
РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ
Консультация для родителей на тему: РОЛЬ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР В ДОШКОЛЬНОМ ДЕТСТВЕ

«Игра… как много в этом звуке для сердца детского слилось!».
Перефразируя известную цитату, можно попытаться отразить значение этого вида деятельности для детей. Хотя, сколько хвалебных од мы бы не пели игре, всё равно не сумели бы передать всю её важность в жизни ребенка. Ведь помимо того, что игра – самая доступная форма деятельности, она еще и средство познания окружающего мира. Через игру ребенок обогащается знаниями. Игра будит его фантазию и воображение, развивает умения и навыки, стимулирует развитие мышления, способствует психическому развитию в целом. Именно игра ведет ребенка от развлечения к развитию. Все что требуется от взрослого – это правильно её организовать. И тогда любая детская игра - спокойная или активная, групповая или индивидуальная, сюжетно-ролевая или словесная – в итоге становится развивающей. Развивающими называют те игры, которые способствуют развитию какоголибо интеллектуального или физического качества ребенка – мышления, логики, мелкой моторики, речи, творческих способностей и т. д. Впервые термин «Развивающие игры» был использован замечательным педагогом Борисом Павловичем Никитиным, который разработал целый ряд развивающих игр для детей любого возраста. Развивающие игры сочетают в себе элементы игры и обучения; незаметно для детей переходят от игр-забав через игры-задачи к учебно-познавательной деятельности, постепенно усложняя обучающие задачи и условия игры.
При выборе любой развивающей игры важно помнить, что ребёнок познает мир с невероятной скоростью, и каждый год ему становится интересно что-то новое:
• В 3 года он хочет всё делать сам. Это время появления самостоятельности, которую нужно уважать и лелеять, ведь она позволяет ребёнку поверить в собственные силы. Выбирайте такие игры, в которых малыш может сам что-то делать, решать, придумывать, выбирать. А ваша задача, как родителей — не мешать, если ребёнок хочет действовать самостоятельно, и помогать, если просит помочь.
• В 4 года у малыша развивается пространственное мышление, и его речь уже становится взрослой. Это время лабиринтов и головоломок, самых простых настольных игр или игр с карточками. В этом возрасте ребенку нужно лепить, строить, фантазировать.
• В 5 лет уже можно сочинять истории и строить большие замки. У ребёнка появляются свои собственные увлечения, и взрослым стоит поддерживать их и следовать за ними в игре.
• В 6 лет происходит знакомство с буквами, цифрами, первое чтение по слогам, решение первых примеров. И всё это – только через игру! При этом важно, чтобы ребёнку не было сложно и скучно. Давайте рассмотрим с вами самые популярные виды развивающих игр, которые делятся на традиционные и авторские.
Традиционные развивающие игры Существует множество различных вариантов игр, направленных на формирование представлений о форме, цвете, размере, совершенствование зрительного и тактильного восприятия, а также тренировку мелкой моторики и координации движений:
«Пирамида» – надевание колец на стержень. Это великолепная тренировка для координации глаза и руки, развития мелкой моторики. Доски Сегена – плоские доски с рамками-прорезями различных форм. Необходимо подобрать фигурку точно такой же формы и вставить в прорезь. Тренирует мелкую моторику, глазомер, учит соотносить форму и размер, развивает координацию движений руки.
Вкладыши – объемные игрушки, в стенках которых сделаны прорези. Малыш должен подобрать фигурку к прорези и вставить ее в отверстие.
Вкладыши один в другой. Это «Матрешка» и много других подобных игрушек.
Шнуровки готовят руку к письму с раннего возраста. Способствуют совершенствованию координации движений обеих рук, развивают подвижность кисти, тренируют систему рука-глаз, приучают пальцы ребенка совершать точные движения: захват «щепотью» (тремя пальцами), «пинцетный» захват (двумя пальцами).
Строительные блоки и конструкторы – обучают ребенка конструировать различные сооружения и построек. Для старшего возраста это постройки по нарисованному плану или воплощение собственных идей. Хорошо развивают пространственное воображение.
Настольные игры:
Лото с разрезными карточками, мозаика учат классифицировать предметы по различным признакам: форме, цвету, размеру.
Игры-пазлы из 2-х, а затем и более частей развивают первые навыки плоскостного конструирования, учат выделять части из целого и наоборот.
Домино формирует умение найти среди нескольких предметов два одинаковых по отличительным признакам.
Игры «Ходилки» с кубиком и фишками учат соблюдать правила и ожидать своей очереди.
Игры на плоскостное и объемное моделирование:
К таким играм можно отнести: «Танграм», «Колумбово яйцо», игры – головоломки. Эти игры развивают образное мышление и формируют умение создавать воображаемый образ, выбирая для этого правильный путь решения, ориентироваться в пространстве, проявлять настойчивость и смекалку.
Игры на преобразование. К ним относятся игрушки-трансформеры, геометрические головоломки (из спичек, счетных палочек) на построение, изменение фигур, преобразование одной в другую с сохранением количества палочек. Такие игры развивают вариативное мышление, пространственные представления, умение осуществлять целесообразные действия.
Авторские развивающие игры
Творческие развивающие игры Никитина («Сложи узор», «Уникуб», «Дроби» и т.д.) обладают характерными особенностями:
• Каждая игра Никитина представляет собой набор задач, которые ребёнок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из дерева или пластика, деталей конструктора-механика и т.д.
• Задачи даются ребёнку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка, рисунка в изометрии, чертежа, письменной или устной инструкции и т.п., и таким образом, знакомят его с разными способами передачи информации.
• Задачи расположены примерно в порядке возрастания сложности, т.е. в них использован принцип народных игр: от простого к сложному. • Задачи имеют очень широкий диапазон трудностей: от доступных иногда 2-3-летнему малышу до непосильных среднему взрослому. Поэтому игры Никитина могут поддерживать интерес в течение многих лет.
• Большинство творческих развивающих игр Никитина не исчерпывается предлагаемыми заданиями, а позволяет детям и родителям составлять новые варианты заданий и даже придумывать новые развивающие игры, т.е. заниматься творческой деятельностью более высокого порядка.
• Игры Никитина позволяют каждому подняться до «потолка» своих возможностей, где развитие идет наиболее успешно.
Методика Зайцева разработана российским педагогом Н. А. Зайцевым. Зайцев Н. А. стал одним из основоположников раннего обучения детей счету, чтению, музыке, иностранным языкам и другим познавательным дисциплинам. Широкую известность автор получил благодаря своим кубикам, обучающим чтению по слогам. Основная идея методики Зайцева заключается в следующем: обучение должно опираться на все формы восприятия ребенка — мышление, активную практическую самостоятельную деятельность, слух и зрительную память, а главное, надо помогать ребенку читать и считать играя, весело. Также обучение по методике Зайцева включает в себя и забавные игрушки, издающие разные звуки, музыкальные инструменты, кубики с разрезными картинками, карточки, пазлы, строительные наборы и т. д.
«Логические блоки Дьенеша» придумал венгерский математик и психолог З. Дьенеш. В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной. Игры с блоками доступно на наглядной основе знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификацию, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (выкладывание по определенным правилам, перестроение и другие).
«Палочки Кюизенера» разработал бельгийский математик Х. Кюизенер. Комплект цветных палочек-чисел состоит из пластмассовых призм 10 различных цветов и размеров. Палочки Кюизенера помогут ребенку не только разобраться в мире чисел, но и свободно в нем ориентироваться, освоив попутно такие понятия как «больше - меньше», «насколько больше - меньше», «длиннее - короче». С помощью палочек можно строить лестницы, моделировать геометрические фигуры, составлять различные узоры, «плести разноцветные коврики», знакомясь с составом числа из двух меньших чисел.
«Игры Воскобовича» способствуют всестороннему развитию личности. С их помощью процесс обучения счету проходит гладко и легко. В своей методике автор внимательно относится к развитию творческих способностей детей. Для выполнения предлагаемых заданий ребенку потребуется проявить креативный подход и включить воображение.
Самые популярные игры Воскобовича:
«Геоконт». Игру еще называют «дощечкой с гвоздиками» или «разноцветные паутинки». Она представляет собой фанерную дощечку с нанесенной на неё координатной пленкой. На игровом поле закреплены пластмассовые гвоздики, на которые натягиваются разноцветные «динамические» резинки. В результате такого конструирования получаются предметные силуэты, геометрические фигуры, узоры, цифры, буквы.
«Квадрат Воскобовича» или «Игровой квадрат» бывает 2-х цветным (для детей 2-5 лет) и 4-х цветным (для 3-7 летних детей). Игра представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных с двух сторон на расстоянии 3-5 мм друг от друга на гибкую тканевую основу. С одной стороны «Квадрат» - зеленого и желтого цвета, с другой - синего и красного. «Квадрат» легко трансформируется: его можно складывать по линиям сгиба в разных направлениях по принципу «оригами» для получения объемных и плоскостных фигур. Потому-то эту игру называют еще «Вечное оригами» или «Квадрат-трансформер».
«Чудо-крестики» представляют собой игру с вкладышами. Вкладыши сделаны из кругов и крестиков. Крестики разрезаны на части в виде геометрических фигур. На начальном этапе дети учатся собирать разрезанные фигуры в единое целое. Далее задание усложняется: по схемам в «Альбоме фигурок» (прилагается) ребенок собирает сначала дорожки, башни, а затем драконов, человечков, солдатиков, насекомых и многое другое. Игра развивает внимание, память, воображение, творческие способности, сенсорные способности (различение цветов радуги, геометрических фигур, их размера), формирует умение «читать» схемы, сравнивать и составлять целое из частей.
«Математический планшет» представляет собой квадратное поле с 25 штырьками для рисования резиночками. Включает задания на знакомство с геометрическими фигурами, на ориентацию в пространстве, на симметрию, на выкладывание цифр. С помощью планшета можно познакомить ребенка с системой координат. При выборе игры для своего малыша помните, что каждый ребёнок индивидуален, и его развитие происходит в своём темпе. Старайтесь подбирать игры, которые будут развивать вашего ребёнка в соответствии с уровнем его общего развития и возраста. Не огорчайтесь, если малыш не справляется с заданием: отложите игру, предложите другую. Настроение и интерес ребёнка подскажут вам, чем он хочет заниматься. Будьте рядом во время игры, подсказывайте и объясняйте, как играть. Заинтересуйте ребёнка игрой и скоро увидите, каких успехов он достигнет. Уделяйте развивающим играм достаточное количество времени, однако не перегружайте ребёнка. Ведь использование развивающих игр помогает развить индивидуальные качества ребёнка, а не воспитать гения. Игра – это источник пользы и удовольствия. Играйте на здоровье!